Как устроены шины
Конструкция шины
-
Бортовое проволочное кольцо
-
Боковина
-
Продольная канавка протектора
-
Плечевая часть протектора
-
Центральное ребро протектора
-
Протектор
-
Нейлоновый слой брекера
-
2-й слой стального брекера
-
1-й слой стального брекера
-
2-й слой текстильного каркаса
-
1-й слой текстильного каркаса
-
Бортовая лента
-
Пятка борта
-
Основание борта
-
Носок борта
-
Наполнительный шнур
-
Герметизирующий слой
-
Подканавочный слой протектора
Основными частями конструкции шины, во многом определяющими ее характеристики, класс и, соответственно, цену, являются:
-
каркас - внутренний "скелет" шины, изготавливаемый из прочных текстильных, иногда в сочетании с металлическими, нитей, называемых кордом. По их расположению шины различают на диагональные - применяются все реже, и радиальные (маркировка Radial) - практически все современные шины. Несущим элементом каркаса являются брекеры, представляющие собой один или несколько прорезиненных слоев с металлическим кордом;
-
протектор - "беговая" часть шины, непосредственно контактирующая с дорогой. Одной из разновидностей протектора является ориентация: направленный (маркировка Rotation и стрелка)
-
здесь определенным расположением канавок задается рабочее направление вращения, поэтому такая шина может стоять только справа или только слева. Распространен и асимметричный - здесь канавки определяют внешнюю и внутреннюю часть шины, что в маркировке обозначается как side facing outwards/in-wards. Также протектор может быть направленным и асимметричным одновременно - в этом случае колеса поменять местами нельзя;
-
боковина - "стенка" шины, изготовленная из эластичного слоя резины;
-
борт - часть шины, предназначенная для фиксации на ободе диска. Здесь, в отличие от имеющих камеру, бескамерные (маркировка Tubeless) шины на бортовой части снаружи имеют слой из эластичной резины, предназначенный для герметичного уплотнения с ободом.
Главными параметрами шины, определяющими ее применяемость к той или иной модели автомобиля является ее размерность. Она описывается шириной профиля (расстояние между боковинами), внутренним диаметром, соответствующим диаметру обода колеса и внешним диаметром шины. В маркировке размеры обозначаются числовым выражением вида XXX /YY RZZ (например 165/70 R13).
Здесь:
-
XXX (165) - условная ширина профиля в мм;
-
YY (70) - отношение высоты профиля шины к ее ширине в %. Это обозначение может не ставиться "по умолчанию", если отношение равно 80 - 82 %. Но уже начиная с 75 и далее с шагом 5 этот показатель обязательно входит в маркировку. И чем меньше это число, тем шина является более низкопрофильной и "плоской";
-
R - радиальная шина;
-
ZZ (13) - внутренний (посадочный) диаметр.
Важными потребительскими характеристиками являются индекс скорости и индекс грузоподъемности шины. Первый показывает сохранение ее характеристик по прочности конструкции и управляемости в определенных скоростных пределах, а второй - допустимую нагрузку на шину.Эти показатели определяют пригодность шины для того или иного класса автомобиля и предполагаемых режимов езды, а индекс скорости также говорит и о классе самой шины.
В маркировке: индекс грузоподъемности выражается двузначным числом, где (выборочно) число 65 (самый малый) означает допустимую нагрузку в 290 кгс, 80 - в 450 кгс, 100 - в 800 кгс, 115 - в 1215 кгс, 121 (самый большой) - в 1450 кгс.
Индекс скорости обозначается заглавной буквой латинского алфавита, где S означает максимальную скорость шины до 180 км/ч, T - до 190 км/ч, H - до 210 км/ч, V - до 240 км/ч, W - до 270 км/ч, Y - до 300 км/ч, Z или ZR - свыше 240 км/ч, но с дальнейшим уменьшением допустимой нагрузки на шину по мере роста скорости.